Вс. Дек 8th, 2024

Вслед за строительством и ремонтом дорог под опеку “дорожного картеля” “Укравтодор” передает и эксплуатационное содержание. Происходит это привычным способом: через укрупнение контрактов в результате чего на них может претендовать только крупные “картелисты”. Для этого “Укравтодор” увеличил длительность каждого контракта в среднем в два раза: с 7-9 месяцев до 16 месяцев, свидетельствует анализ “олигархА”.

Черниговский областной совет обратился в Офис Генерального прокурора, АМКУ и НАБУ с заявлением об ограничении конкуренции на тендерах Службы автомобильных дорог в Черниговской области, которое входит в систему “Укравтодора” возглавляемого Александром Кубраковым. Депутаты заявили, что Черниговская САД намеренно укрупняет тендеры и при этом требует от участников торгов чтобы они имели доходы за прошлый год не менее ожидаемой стоимости закупки. Речь идет о четырех тендерах на эксплуатационное содержание дорог в области стоимостью от 1,1 млрд грн каждый на общую сумму 4,66 млрд грн. В каждом из них есть требование к участникам – подтвердить наличие доходов по 2019 (предшествовавший году объявления закупки) в таком же размере.

“В результате такой деятельности…значительное количество работников дорожной отрасли Черниговщины останется без работы, а местные бюджеты без значительных финансовых поступлений. Это все может привести к сокращению рабочих мест, неуплаты налогов и дальнейшем упадка дорожно строительной отрасли в Черниговской области”, – говорится в обращении облсовета датированным 26 января.

На тендерах по содержанию дорог “Укравтодор” сейчас делает то, что уже опробовал с начала 2020 года на строительстве и ремонте. Благодаря объединению и укрупнению лотов (строительство или ремонт не отдельных участков, а целых магистралей), от рынка отсекались маленькие участники. А середнячки были отсечены новым требование “Укравтодора” о наличии у участников опыта выполнения аналогичных работ в размере 100% по выполненным на 85% контрактам.

Читайте також:  Ахметову не хватает энергии "База знань"
На фото – Александр Кубраков

В результате, по подсчетам издания “Наши гроши”, в 2020 году шесть фирм из Национальной ассоциации дорожников Украины (“Автомагістраль-Південь”, “Онур конструкціон інтенешнл”, “Ростдорстрой”, “Автострада”, “Техно-буд-центр”, “Альтком”) совместно с фирмой из окружения Игоря Коломойского (“ПБС”) получили 75% подрядов “Укравтодора” стоимостью 73 млрд грн. на средний/капитальный ремонт, реконструкцию и строительство дорог государственного значения

Сейчас фактически тоже самое “Укравтодор” делает на рынке эксплуатационного содержания. Объединять там особо нечего: традиционно эти тендеры намного меньше, чем строительство новых дорог и ремонт. Но подопечные главы “Укравтодора” Александра Кубракова придумали решение этой проблемы: укрупнение происходит за счет увеличения действия контрактов на два и даже три года.

Анализ публичных данных Prozorro, проведенный “олигархом”, показал, что в конце 2020 года и в начале 2021 года “средний чек” такого тендера вырос в пять раз – до 250 млн грн. Черниговские тендера – лишь наиболее показательный пример. А продолжительность действия одного контракта выросла с 7-9 месяцев до 16 месяцев в 2020 году. Сейчас контракты, как видно на примере Черниговской области, и вовсе имеют лаг на два года.

“Картелизация” дорожной отрасли имеет свою цену: по информации организации “Инициативы по прозрачности инфраструктуры CoST Ukraine”, в 2020 году стоимость ремонта дорог в Украине увеличилась вдвое.

По предыдущим оценкам “олигархА”, дополнительная маржа “дорожного картеля”, за счет сужения конкуренции, в 2020 году составила около 6 млрд грн из 100 млрд, потраченных на дороги “Большой стройки”.

Владислав Боровиков


jay.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.